Сохраняя культурное наследие

В местах, где работа кипит не одно десятилетие, можно найти настоящие произведения искусства, которые отражают далекое прошлое. На Конаковской ГРЭС, словно в музее, на всю стену расположилась советская мозаика с изображением главных символов того времени: В.И. Ленина, рабочих, производства огромных масштабов и электрификации всей страны.

Советская живопись зарождалась в борьбе против дореволюционных формалистических направлений — кубофутуризма и абстракционизма. Обращаясь к новой реальности, живопись создавала образ героя своего времени – освобожденного человека, труженика, который совершил революцию и строит новое общество.

В 1925 году известный художник Владимир Фролов на фасаде Киевского вокзала в Москве выполнил из мозаики два герба СССР. Эта работа считается началом отсчета истории советской мозаики. Но наибольшую популярность она получила лишь к 1954 году, когда глава правительства СССР Никита Сергеевич Хрущев начал борьбу с «архитектурными излишествами», к которым были причислены колонны, портики, лепнина и т.д. На удивление, мозаичное искусство под «борьбу с излишеством» не попало и стало основным инструментом против обезличенности и серости.

На заводах мозаичные панно служили не только декоративной функции, но и воплощали идеологические и эстетические ценности времени, а также способствовали созданию особой атмосферы в промышленных комплексах. Они могли стимулировать рабочих и инженеров на труд и новые достижения, создавая вдохновляющую атмосферу и напоминая о значимости их труда. Уделялось внимание и специфике производства – мозаики создавались с учетом особенностей работы именно в том цехе, где они располагались. Эти работы не только воплощали мастерство художников, но и несли в себе идеологические послания, подчеркивая важность советской индустрии.

Художники использовали различные техники, включая керамические плитки разных оттенков, чтобы создать цветные и детальные изображения. А их крупные размеры могли занимать целые участки зданий. Некоторые из мозаичных панно стали объектами культурного наследия и несут уже историческую ценность. Но многие объекты с течением времени, изменениями в промышленной инфраструктуре и сносом старых зданий уже навсегда исчезли.

В следующем году Конаковской ГРЭС исполнится уже 60 лет, но даже спустя более чем полвека мы смогли сберечь это историческое мозаичное панно. Несмотря на перемены, которые происходили и происходят, мы не забываем о культурном наследии и стараемся его сохранять.